ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА


Молитва о России.

     Он жил на той же улице, что и я. Встречались, кланялись друг другу. Не больше. И о его творчестве мне мало было известно. И теперь я жалею о том, потому что не могу сказать "Спасибо" ему лично. Спасибо - за прекрасный талант, за душу, за скромный нрав, за десятки живописных полотен, которые он оставил после себя.
     Пейзажи Евгения Золотова - это молитва о России, это тихая музыка леса, земли, небес, это изысканность колорита - не яркого, не контрастного, но убедительно живописного.
     Его полотна, как правило, населены деревьями, кустарниками, цветами. И все они одухотворены, они живые, разговаривающие со мной, со зрителем. Они расскажут о добре, о том, что мир прекрасен и изменчив, что мир бесконечен и постоянен. Именно красками разговаривает с нами художник, именно цветом может нам поведать о состоянии души и природы.
     Каждое полотно - это гармония земли, растений, человека. Длится, звучит приглушенный зеленый цвет. И вдруг, там, на заднем плане - темнеющие верхушки елей - как контрапункт цветовой симфонии, как лёгкое предупреждение - человек, будь внимателен, будь чуток к природе, к людям: нет вечногго покоя на земле, береги её, землю.
     ...Это было болеешестидесяти лет тому назад. Восемнадцатилетним парнишкой он ушел на фронт. Был ранен, и оказался лежащим на нейтральной территории: слева стреляют немцы, справа - наши. Три дня и три ночи продолжалось это лежание, и сейчас никто не скажет, о чём думал тогда недавний учащийся Мстерской художественной школы Золотов, раненый, голодный и холодный. Смотрел в небо, гадал - выживет или не выживет? Его вынесли с поля боя, доставили в госпиталь.
     Евгений Александрович, пока выздоравливал, выполнял художественные работы, рисовал портреты Ленина-Сталина, задники для госпитального клуба. После войны он продолжил учебу во Владимире. И здесь великой удачей он считал знакомство с московским профессором Николаем Сычевым, который отбывал ссылку во Владимире. Чрезвычайно одаренный знаток древнерусской архитектуры и живописи оказал огромное влияние на владимирских художников: Кима Бритова, Владислава Потехина, Николая Мокрова и многих других.
     Наверное, Евгений Золотов прекрасно усвоил уроки профессора - это сказалось не только на манере письма - тихой, задумчивой грусти, реалистическом почерке, но и в самом характере Евгения Александровича.
     Он, однако, не стал, как многие живописцы, писать яркими, пастозными мазками. Он предпочитал оставаться в тени, сохраняя свой голос, не гоняясь за модными течениями.
     Тогда, в пятидесятых-шестидесятых годах, набирала силу Владимирская школа пейзажа: яркая праздничная палитра объединила многих авторов.
     Искусствоведы объясняли эту особенность желанием праздника - после несчастий военных лет, затишья в мире искусства.
     У Золотова было своё золото: следовать традициям русских мастеров, не изменять себе, но и не фотографировать природу, а привнести в полотно всё, что пережил и перечувствовал.
     ...Солнечный день. На пригорке - березы, стоящие на расстоянии друг от друга, ветер шуршит их листьями и будто силится соединить, приблизить их друг к другу, и длинные тени, как протянутые руки, как мольба о встрече, как желание дотянуться до любимого существа. В этой картине особенно выразительны деревья, любимые художником. Сотни берёзок написано и нарисовано Евгением Золотовым - и зимних, и летних, и весенних. Но эта работа с тенями мне особенно запомнилась: в ней много живописи и много мысли. Сам того не осознавая, может быть автор становится философом: жизнь - что она такое? А это очень просто - счастье - это и есть жизнь.
     Артур Миллер, известный американский писатель, сказал как-то: мне интересно всё, на что я смотрю. По-моему, Евгению Золотову было все интересно в жизни и, прежде всего - природа, люди, Родина - Россия.
     Россия - это православие, это многовековая история, это шедевры архитектурного искусства. Без храмов, маленьких и больших сельских церквей нет русского пейзажа, в том числе, и современного. Евгений Александрович Золотов в этом смысле - не исключение. На многих его полотнах - церкви, написанные рукой мастера не броско, с особым чувством человека, родившегося и жившего в краю православия, где зарождалась российская государственность.
     Он выражает через картины свое отношение к прошлому и настоящему и будущему.
     Его работы - это светлое воспоминание о прошлом и молитвы о будущем России. В них - и любовь, и тревога, и надежда.
     Его творчество пока не оценено по достоинству. Но я верю, что придет день, и о картинах Золотова заговорят, и мир откроет для себя ещё один удивительный талант.

Светлана Баранова,
член Союза писателей России.