Он жил на той же улице, что и я. Встречались,
кланялись друг другу. Не больше. И о его творчестве
мне мало было известно. И теперь я жалею о том,
потому что не могу сказать "Спасибо" ему лично.
Спасибо - за прекрасный талант, за душу,
за скромный нрав, за десятки живописных полотен,
которые он оставил после себя.
Пейзажи Евгения Золотова - это молитва о России,
это тихая музыка леса, земли, небес, это изысканность
колорита - не яркого, не контрастного, но убедительно
живописного.
Его полотна, как правило, населены деревьями,
кустарниками, цветами. И все они одухотворены,
они живые, разговаривающие со мной, со зрителем.
Они расскажут о добре, о том, что мир прекрасен
и изменчив, что мир бесконечен и постоянен.
Именно красками разговаривает с нами художник,
именно цветом может нам поведать о состоянии
души и природы.
Каждое полотно - это гармония земли, растений,
человека. Длится, звучит приглушенный зеленый цвет.
И вдруг, там, на заднем плане - темнеющие верхушки
елей - как контрапункт цветовой симфонии, как лёгкое
предупреждение - человек, будь внимателен, будь чуток
к природе, к людям: нет вечногго покоя на земле,
береги её, землю.
...Это было болеешестидесяти лет тому назад.
Восемнадцатилетним парнишкой он ушел на фронт.
Был ранен, и оказался лежащим на нейтральной
территории: слева стреляют немцы, справа - наши.
Три дня и три ночи продолжалось это лежание,
и сейчас никто не скажет, о чём думал тогда
недавний учащийся Мстерской художественной
школы Золотов, раненый, голодный и холодный.
Смотрел в небо, гадал - выживет или не выживет?
Его вынесли с поля боя, доставили в госпиталь.
Евгений Александрович, пока выздоравливал,
выполнял художественные работы, рисовал портреты
Ленина-Сталина, задники для госпитального клуба.
После войны он продолжил учебу во Владимире.
И здесь великой удачей он считал знакомство
с московским профессором Николаем Сычевым,
который отбывал ссылку во Владимире.
Чрезвычайно одаренный знаток древнерусской
архитектуры и живописи оказал огромное влияние
на владимирских художников: Кима Бритова,
Владислава Потехина, Николая Мокрова
и многих других.
Наверное, Евгений Золотов прекрасно усвоил уроки
профессора - это сказалось не только на манере
письма - тихой, задумчивой грусти, реалистическом
почерке, но и в самом характере Евгения Александровича.
Он, однако, не стал, как многие живописцы, писать
яркими, пастозными мазками. Он предпочитал оставаться
в тени, сохраняя свой голос, не гоняясь за модными
течениями.
Тогда, в пятидесятых-шестидесятых годах, набирала силу
Владимирская школа пейзажа: яркая праздничная палитра
объединила многих авторов.
Искусствоведы объясняли эту особенность желанием
праздника - после несчастий военных лет, затишья
в мире искусства.
У Золотова было своё золото: следовать традициям
русских мастеров, не изменять себе, но и
не фотографировать природу, а привнести в полотно
всё, что пережил и перечувствовал.
...Солнечный день. На пригорке - березы, стоящие
на расстоянии друг от друга, ветер шуршит их
листьями и будто силится соединить, приблизить их
друг к другу, и длинные тени, как протянутые руки,
как мольба о встрече, как желание дотянуться
до любимого существа. В этой картине особенно
выразительны деревья, любимые художником.
Сотни берёзок написано и нарисовано Евгением
Золотовым - и зимних, и летних, и весенних.
Но эта работа с тенями мне особенно запомнилась:
в ней много живописи и много мысли. Сам того
не осознавая, может быть автор становится
философом: жизнь - что она такое? А это очень
просто - счастье - это и есть жизнь.
Артур Миллер, известный американский писатель,
сказал как-то: мне интересно всё, на что я смотрю.
По-моему, Евгению Золотову было все интересно
в жизни и, прежде всего - природа, люди,
Родина - Россия.
Россия - это православие, это многовековая история,
это шедевры архитектурного искусства. Без храмов,
маленьких и больших сельских церквей нет русского
пейзажа, в том числе, и современного. Евгений
Александрович Золотов в этом смысле - не исключение.
На многих его полотнах - церкви, написанные рукой
мастера не броско, с особым чувством человека,
родившегося и жившего в краю православия,
где зарождалась российская государственность.
Он выражает через картины свое отношение
к прошлому и настоящему и будущему.
Его работы - это светлое воспоминание о прошлом
и молитвы о будущем России. В них - и любовь,
и тревога, и надежда.
Его творчество пока не оценено по достоинству.
Но я верю, что придет день, и о картинах Золотова
заговорят, и мир откроет для себя ещё один
удивительный талант.
Светлана Баранова,
член Союза писателей России.